Российская Федерация остается одним из крупнейших мировых производителей мяса, птицы, рыбы, молока, яиц и другой продукции животноводческой отрасли, что делает производство гранулированного комбикорма выгодным направлением для прибыльного бизнеса. По данным 2022–2023 гг., оборот в этой сфере ежегодно увеличивается примерно на 10%.
По данным Росстата, в 2022 г. было произведено порядка 34,2 млн т комбикорма, этот показатель превышает таковой для 2021 г. на 6,1%. Рост отрасли в 2023 г. составил 1,7%. Основная доля рынка (более 90%) приходится на продукцию для свиней и сельскохозяйственной птицы.
Стабильная прибыльность предприятий, занятых выпуском гранулированных комбикормов, обеспечивается:
- Постоянным притоком целевой аудитории, поскольку количество фермерских хозяйств, нуждающихся в качественных продуктах для кормления животных, постоянно нарастает;
- Наличием дополнительной клиентской базы, которая включает владельцев зоомагазинов, торгующих кормами для домашних животных, администраторов центров охраны дикой природы, зоопарков;
- Поддержкой со стороны государственных органов, заинтересованных в развитии предприятий сельскохозяйственной отрасли, льготная ставка по кредитам здесь не превышает 1–5%.
Расчетный срок окупаемости предприятий, занятых в сфере изготовления комбикормов гранулированного типа, обыкновенно не превышает 5–6 месяцев. При подготовке бизнес-плана необходимо учитывать затраты на аренду помещений, коммунальные и транспортные расходы, оплату работы привлеченного персонала, рекламу, амортизационные отчисления.
Чтобы заниматься изготовлением корма для животных как бизнесом, потребуется:
- Изучить рынок продукции этого типа в предполагаемом для работы регионе, это позволит предложить клиентам более качественный и недорогой товар;
- Продумать перечень дополнительных услуг (доставку, изготовление продукции определенного состава под заказ), это поможет индивидуализировать свое предложение и привлечь больше покупателей;
- Подготовить подробный план развития бизнеса с учетом нюансов предполагаемой схемы работы.
В процессе поиска поставщиков сырья рекомендуется обратить внимание на местных сельхозпроизводителей, чтобы сэкономить на доставке тяжеловесной и объемной продукции. Предпочтительно, чтобы первые клиенты также находились поблизости, иначе затраты на транспортировку готового комбикорма на территорию хозяйств сделают работу нерентабельной.